Санкт-Петербург
+79992001724
school@school-forum.spb.ru

ЯЯПинская Елена Валентиновна

канд. социол. наук, учредитель Образовательного комплекса VĚDA, Прага

Доклад: «Образование за границей с «русским компонентом»

Русская школа за рубежом существует с того момента, как началась русская эмиграция, ведь язык- это менталитет, который человек везет с собой, даже если ему запрещают взять с собой даже носовой платок. Известно, что «белая» эмиграция, да и все последующие, уезжали не от Родины, не от родного языка, а от режима, господствующего на том или ином отрезке жизни страны.

В зависимости от объективных и субъективных обстоятельств школа,  которую эмиграция всегда старалась создать в широком смысле слова,  трансформировалась — то она была сугубо русской, то смешанной, то робко, иногда тайно, включающей изучение русского языка под видом иностранного в национальную программу.

И сейчас русские школы разного формата работают в самых отдаленных уголках мира (в Катаре, Омане, Японии, США, не говоря о крупных странах  странах бывшего соц.лагеря).

Это и школы дополнительного образования с занятиями на русском языке;

и языковые школы, пропагандирующие русский язык как среди иностранцев, так и в среде соотечественников;

наконец,  дневные школы.

Концепция каждой из них диктуется не только задумкой ее учредителя, но и объективными условиями в стране. Есть страны, где на уровне правительства разрешено функционирование школ с русским или иным родным языком. Так, в Берлине стала возможной работа дневной немецко-русской школы им. М.В Ломоносова.

По иронии судьбы, там, где можно, спроса на чисто русскую школу нет. Там более важна ассимиляция в местное общество, престижнее быть «местным», нежели эмигрантом или потомком эмигрантов . Есть страны, где функционирование школы  на национальном для учеников языке обучения обусловлено наличием  российской  аккредитации, которая не предусмотрена  Законом об образовании для школ русского зарубежья. Поэтому на уровне  государства открытие таких школ пока невозможно, в отличие от британских, немецких, американских.

В Чехии, учитывая эти обстоятельства, мы искали компромиссные пути  создания школы, следуя социальному запросу русскоговорящего сообщества. Лицо нашей школы «VĚDA» определяет желание родителей наравне с местным образованием дать  и российское, — поэтому в концепции школы не просто национальная образовательная программа, усиленная русским языком, но и предметы на русском языке. Конечно, нам приходится балансировать на границе дозволенного, а также возможностей самих детей.  Кроме того,  традиционно у русскоговорящих родителей есть недоверие к уровню образования в бывших соцстранах, с одной стороны, и большие надежды на «русский компонент», возможности которого очень ограничены. Именно поэтому сейчас мы находимся в поисках современных образовательных технологий, позволяющих донести до наших учеников мысль о необходимости глубокого освоения разных областей знания, к которому стремится современная авторская школа. Наша школа находится в поисках как нового содержания за пределами национального стандарта, так и апробированных экспериментальных методик, в первую очередь, двуязычного обучения. Думается, что и в России, где, в основном, школы используют один язык обучения, есть тенденция к созданию билингвального обучения, чтобы выбранный иностранный язык стал максимально  на уровне родного. Конечно, основными  площадками этих поисков являются частные школы, и в этом смысле лучшие их них можно назвать авторскими.